Когда поднимаешься по лестнице, становишься на ступеньку. Но чтобы перейти к следующей, нужно оставить ту ступеньку, на которой стоишь.

вторник, 13 декабря 2016 г.

"Успех порождает успех»

"Успех порождает успех». Важнейшим открытием в педагогике и психологии принято считать внедрение в школьную практику принципа обучения и воспитания успехом.       
Успех рождает сильный дополнительный импульс к активной работе, содействует становлению достоинства ученика, это залог положительного отношения к учению, школе, науке, труду как таковому. Меня интересуют вопросы:
·        Какова      роль    ситуации     успеха     в  учебном процессе?
·        Знаю ли я приемы создания ситуаций успеха?
·        Если знаю, то, как часто применяю их на практике?
·        Как   работать  так, чтобы не навредить ребенку? 

            Сегодня я попробую ответить на эти и другие вопросы, и может эта информация станет полезна моим коллегам.   Кроме этого, более подробный материал разместила во вкладке «Коллегам»

Что для начала необходимо?   

1. Знакомство с научно-методическими и психологическими подходами к принципу воспитания и обучения успехом.

2. Осознание и осмысление  основных условий ситуации успеха.

3. Проектирование позитивных программ действий для создания ситуаций успеха на уроках.

        Для себя я выработала формулу успеха: «Успех порождает успех».

         Задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому ученику возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Успех в учении – один из источников внутренних сил школьника, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться. Само понятие «успех» имеет разную трактовку.

       С социально-психологической точки зрения – это оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, самой личности и результатами ее деятельности. Об успехе говорят, когда результаты совпадают или даже превосходят ожидания.

       С психологической точки зрения – это переживание состояния радости, удовлетворения оттого, что результат, к которому человек стремился, либо совпал с его ожиданиями, либо превзошел их. В результате этого состояния формируются новые мотивы к деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения.

       С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

       Ситуация успеха – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация – это то, что способен организовать учитель. Переживание радости, успеха – явление более субъективное, но имеющее значительное влияние на формирование  чувства самодостаточности, психологической комфортности, эмоциональной стабильности.

         В основе ожидания успеха, как правило, у младшего школьника – это стремление заслужить одобрение старших, у подростков – реакция одноклассников – стремление утвердить своё «Я», сделать заявку на будущее.

        Успех может быть кратковременным, частым и длительным, связанным со всей жизнью и деятельностью ребёнка. Ситуация успеха может подкрепляться изо дня в день. Стремление к успеху есть способ преодоления неуспеха. Даже разовое переживание и успех может резко улучшить психологическое самочувствие, ритм деятельности и взаимоотношения с окружающими.

         Деятельность, приносящая успех, является основным фактором личностного роста учащегося, источником его внутренней силы и энергии. Успех ученика находится в прямой зависимости от успешной деятельности учителя. Задача состоит в том, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои способности и поверить в себя.

          Ситуация успеха при определённых условиях может сыграть и отрицательную роль, поэтому её всегда следует рассматривать в сочетании «успех-неуспех». Могут быть случаи, когда именно ситуация неуспеха оказывает стимулирующую роль для некоторых категорий учащихся, самого педагога. Рефлексивный анализ сложившейся ситуации позволит ребёнку преодолеть неуспех и выстроить программу личностного развития.

       Создание ситуации успеха на уроке:

1. Первое обязательное условие – атмосфера доброжелательности в классе на протяжении всего урока. (Слагаемые доброжелательности: улыбка, добрый взгляд, внимание друг к другу, интерес к каждому, приветливость, расположенность, мягкие жесты.)

2. Второе условие – снятие страха, тревожности.

3. Авансирование детей перед тем, как они приступят к реализации поставленной задачи. Авансировать успех – значит объявить о положительных результатах до того, как они получены. Данная операция увеличивает меру уверенности в себе ребенка, повышает активность и его свободу.

4. Ключевой момент – высокая мотивация предлагаемых действий: во имя чего? ради чего? зачем? Мотив – сильнейший механизм.

5. Реальная помощь в продвижении к успеху – скрытая инструкция деятельности, посылаемая субъекту для инициирования мыслительного образа предстоящей деятельности и пути ее выполнения.

6. поддержка индивидуальности (исключительности) школьника,

7. объективность и доброжелательность педагогического внушения

8. Оценивание – оценка не производится в целом, она не произносится «сверху», она ставит акцент на деталях выполненной работы. В работе учителя главное осторожно пользоваться таким тонким инструментарием, как оценка. Оценка является одним из структурных компонентов педагогической деятельности. Оценка практически всегда носит субъективный характер, следовательно, очень важны профессиональные умения учителя, при этом необходимо при наличии отрицательных результатов находить успехи в чем-то и уметь их показать и всему классу, и ученику в том числе.

Основные типы создания ситуации успеха

1.Неожиданная радость. Используются различные приемы создания такой ситуации

«Лестница»;«Даю шанс»;«Исповедь»;

2.Общая радость: приемы «Следуй за нами»; «Обмен ролями»; «Заражение»;

Радость познания: приемы «Эврика»; «Линия горизонта» и др.

Все эти приемы достаточно хорошо описаны методической литературе. 

В методическую копилку рекомендуем положить БАНК СИТУАЦИЙ УСПЕХА
ДЛЯ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА

*  Демонстрируйте детям полное доверие;

*  Помогайте ученикам формулировать, уточнять цели, задачи, стоящие перед классом и перед каждым ребёнком в отдельности;

*  Всегда исходите из того, что у детей есть внутренняя мотивация к учению;

*  Будьте для детей источником разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью;

*  Развивайте в себе способность чувствовать эмоциональный настрой класса и принимать его;

*  Открыто выражайте классу свои чувства;

Памятка

q Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности

q Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть

q Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым

q Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя

q Если ребёнок растёт в ситуации принятия, он учится принимать других

q Если ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым

q Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя

q Если ребёнок живёт в понимании, и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий