Я - учитель (Скачать)
Утро обычного рабочего дня. Школа ещё
пуста. Тишина. Двери кабинетов закрыты, и таблички на них – как визитные
карточки школьных предметов. «Гимнастика ума» - математика, «великий и могучий»
- русский язык, «история в пространстве»
- география и «география во времени» - моя родная история, «учительница жизни»…
Скоро двери откроются, и случится чудо,
каждодневное и неповторимое, - Урок: труд ума, полёт фантазии, радость открытия
- учениками и их учителем. Скоро в эти стены зайдут дети. И мы, такие разные,
соединимся в единый организм, который начнет дышать, творить, жить.
Всякий раз, начиная урок, задаю себе
вопрос: чему я хочу научить? Наверное,
об этом же спрашивали себя моя бабушка и мама: я - продолжатель учительской
династии. Общий педагогический стаж трёх поколений – 109 лет! Бабушкина
«учительская» манера - все вопросы решать «миром»; радостные улыбки детей,
которых мама научила писать и считать...
Нужно ли говорить, что никаких мучительных сомнений в выборе профессии у
меня не было. А почему именно история? Да потому что романы Вальтера Скотта,
Александра Дюма, Виктора Гюго, Джонатана
Стивенсона, Ивана Лажечникова, Николая Данилевского, Алексея Толстого – это книжный мир моего детства, мои «книги в
красном переплёте», пробудившие интерес сначала к человеку, а потом к истории
– «науки о людях во времени».
Ж. Мармонтель, французский писатель
эпохи Просвещения говорил: «Во всем нужно
держаться трёх начал: истинного, честного и полезного». Эта мысль не может
устареть. И сегодня, имея немалый опыт работы, я убеждена, что в этих
трёх началах и есть суть моей педагогической философии. Сквозь её призму я
рассматриваю свои любимые предметы – историю и обществознание: две науки,
изучающие опыт прошлого и современное развитие общества.
Мир вокруг неузнаваемо изменился,
повысились профессиональные требования к учителю, иным стало отношение к его социальному статусу, но я по-прежнему
стремлюсь к тем же целям, что поставила, придя в школу, твёрдо зная:
я смогу научить
детей любить добро,
я сумею
воспитать в них ответственность,
я сделаю всё,
чтобы каждый стал Личностью.
Если В. Розанов считал, что школа –
это «в первую очередь учитель, во вторую
очередь учитель и в третью очередь учитель», то сегодня часто можно услышать,
что «главное действующее лицо в школе – это ученик». На мой взгляд, не совсем корректно называть учеников
«действующими лицами»: это понятие слишком сильно привязано к драматургии, миру
театра. Учитель не автор пьесы и не режиссёр спектакля, урок не застывший
канонический текст и не отрепетированное представление, а дети не персонажи и роли! Они живые.
Мудрые. Трогательные. Легко ранимые. Порой обидчивые, но умеющие прощать
и доверять. Доверять взрослым. Доверять нам. И верить в нас. И сколько
выдержки, такта, умения владеть собой, своими эмоциями нужно каждому учителю,
чтобы не сломать, не погубить, не растоптать их веру, не разрушить их доверия.
Мои ученики такие разные: с
феноменальной скоростью сохранения и воспроизведения информации и, наоборот, с
потрясающей скоростью забывания; кто-то по ораторским способностям чуть ли
не Цицерон, а кто-то стесняется
заикания; этот – блестящий математик, а тот весело признаёт свою математическую
беспомощность; одни бредят историей и литературой, а другие вообще ничем… Любой класс, где я работаю, – мои дети, моя
гордость, моя вечная тревога. Уроки, когда ученики ищут истину в споре и
сомнениях, учатся мыслить самостоятельно и нестандартно, приходят к
парадоксальным выводам, - одним словом, творят, - это для меня счастливейший
момент истины, не дающий сомневаться в выборе жизненного поприща.
Сомнение и чувство неудовлетворённости –
вечные спутники учителя, для которого одни лишь «твёрдые знания» учеников не
конечная цель деятельности. Воспитать личность, подготовить ребёнка к будущей
жизни, сформировать его социальный опыт – это только «правильные» фразы, если
сердцем и умом не понимать, к чему мы
готовим учеников, какую систему ценностей им предлагаем.
Смещаются
акценты в понятиях, добываются победы в сражениях, уходят из памяти негативные
моменты, приходят позитивные явления. И всем
правит она – огромная Любовь к детям. А что может быть прекраснее
счастья любви? Оно смягчает сердца, облегчает самые большие печали, делает
человека красивым и талантливым, Счастье вдвойне, если оно взаимно!
Я ХОЧУ, чтобы мои ученики не просто
видели исторический путь России в датах и лицах, а чувствовали его трагические
повороты, не переставая гордиться своей державой;
чтобы понятие «гражданин» было для них
не только обозначением конституционных прав, а синонимом обязанностей по
отношению ко всем гражданам;
чтобы независимо от вероисповедания или
отсутствия религиозности они уважали
мировоззрение и веру других;
чтобы в личном моральном кодексе, кроме
«не убий», «не укради», «чти отца и матерь твою», укоренились «не смей
насмехаться над внешностью и умственными способностями других»;
чтобы они находили радость в работе и не
терпели интеллектуального и физического безделья;
чтобы у каждого была счастливая семья и
счастливое будущее.
Последним в перечне «хочу» я поставлю:
чтобы помнили своих учителей.
И вот уже вечер этого обычного рабочего
дня. Школа пуста. Двери кабинетов закрыты. В каких единицах измерения можно
выразить, сколько сегодня отдано мной, сколько принято детьми? Наверное, в
недалёком будущем определить это будет нетрудно. Но рассчитать дальность и силу
действия учительского слова, срок его жизни в памяти учеников вряд ли
когда-нибудь удастся. Если, независимо от выбранной профессии, социального
положения, условий жизни и даже от государственного строя, в учениках будет
жить потребность умственной работы, не угаснет гражданское и национальное
сознание и стремление к добру - это
значит, что учитель вложил душу в своё дело. Вес, объём и прочие
параметры этой не материальной, но божественной субстанции ни в какой системе
измерения не определить.
И чтоб душа моя не охладела, каждый день
после уроков я повторяю про себя как
«Отче наш» свою молитву:
Не дай мне Бог
перестать учиться,
забыть искусство ради ремесла
и остаться равнодушной к равнодушию учеников.
***
Как здорово! Надеюсь, больше людей станут учителями, ведь это такая благородная и важная профессия!
ОтветитьУдалитьРита, спасибо за такие слова! Для каждого учителя очень важно услышать слова благодарности и признательности за свой труд!
УдалитьОчень интересные мысли... Я полностью с вами согласна! Педагог- это призвание!
ОтветитьУдалитьСпасибо! Я даже скажу больше: учитель - это образ жизни! Сложно, интересно, увлекательно, благородно! Я не представляю себя в другой профессии. Как важно, чтобы профессия приносила удовлетворение. Вы стоите сейчас на пороге выбора дальнейшего пути. Обязательно это учитывайте это!
УдалитьПрекрасные и светлые мысли, которые, я уверена, затронут душу каждого. Действительно, профессия учителя одна из самых важных в нашей жизни...
ОтветитьУдалитьНе могу не согласиться с вами! Глубокая философия, смысл которой близок каждому!
УдалитьСпасибо за отзыв! Я рада, что мои мысли стали для вас интересными!
Удалитьспасибо!
УдалитьВы совершенно правы! Главная цель и призвание Учителя (именно так, с большой буквы) - не просто дать знания, но вырастить личность и человека, заронить в душу семя любви и вечного стремления к истине!
ОтветитьУдалитьДаша, спасибо за такие хорошие и наполненные глубоким смыслом слова! В этом цель нашей работы: воспитание гармоничной, высоконравственной личности!
ОтветитьУдалить