Когда поднимаешься по лестнице, становишься на ступеньку. Но чтобы перейти к следующей, нужно оставить ту ступеньку, на которой стоишь.

воскресенье, 20 ноября 2016 г.

ЗАЧЕМ РЕБЁНКА ОТПРАВЛЯТЬ В ШКОЛУ?


Есть вопросы, которые нас не отпускают. И вместе с тем не хотят решаться. Вопрос о смыслах образования один из таких.
Еще в начале 20 века «Педагогика задавалась вопросом: ради чего надо посылать ребенка в школу?». Знаем ли мы сейчас на него ответ?

Да, цель современного образования ясна - передать следующим поколениям ценности культуры и научить их жить в быстро меняющемся мире. Педагоги имеют четкие представления чему и как учить своих учеников, чтобы они в дальнейшем стали успешными, активными людьми.
Но знают ли родители, какие сейчас перед ними стоят задачи?
Я уверена в том, что будущее детей беспокоит всех родителей. Однако не все задумываются, что это будущее начинается уже сегодня.
Всем нам известно выражение:


Каков будет их дальнейший жизненный маршрут, какими они будут людьми – это результат наших с вами совместных усилий и зависит от того, что мы вложим в ребенка сегодня.
Научить ребенка ходить, говорить, даже читать – это просто. А вот понять индивидуальность подрастающего человека, открыть ему законы взаимодействия с людьми и с миром, передать систему истинных ценностей – это те дальние цели, решение которых закладывается уже в детстве. Это должны понимать и педагоги и родители.
Педагоги, обучая учеников биологии, математики, химии, физики и другим предметам в соответствии с новыми образовательными стандартами уже четко для себя усвоили, что нужно не только дать знания, но научить школьников учиться, формировать у ребят ответственное отношение к учению, чтобы они были заинтересованы в получении знаний, чтобы они ответственно подошли к выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования, ориентировались в мире профессий, формировать нравственные ценности, научить общаться, уважать других людей и многому многому другому.
Как вы думаете, родители в этом заинтересованы? Совпадают наши цели?
Роль семьи огромна. В семье ребенок получает первые представления о мире, здесь формируется тот фонд понятий, взглядов, чувств, привычек, который лежит в основе нравственного становления личности. Только в семье можно освоить важнейшие социальные роли, сформировать культуру, обогатить нравственный опыт. И если родители допустят ошибки в воспитании или не осознают всей важности момента, не помогут усвоить детям положительный жизненный опыт здесь и сейчас, то в дальнейшее наши ошибки могут обернуться серьезной проблемой для наших детей.
Если сейчас, во время обучения в школе мы не сформируем активную гражданскую позицию, то наши дети в дальнейшем, не смогут принимать важные решения в своей жизни.
Наша с вами задача не допустить ошибок, а для этого в школах организовывается психолого-педагогическое просвещение родителей, ориентированное на обсуждение актуальных и значимых для родителей проблем.
Система образования меняется так стремительно, что родители часто не имеют достаточного представления об этих изменениях, ориентируясь в учебно-воспитательной деятельности в основном по своему школьному опыту, который часто отстает от современных требований. Поэтому просвещение родителей об актуальных проблемах образования встает на первый план.
Например, родители по- прежнему считают, что в школе дети получают только определенный багаж знаний, а для кого-то главное отметка, которую принесут наши дети в дневнике. Но сегодня «5» по биологии, а через 10 лет ваш ребенок приобретет кучу заболеваний, потому что сегодня вы не сформировали ценности здорового и безопасного образа жизни. Или еще пример, мы по привычке требуем от детей прочитать заданный параграф, просим пересказать текст, но сейчас важно не то, сколько страниц учебника и как хорошо выучил ребенок, а то, какие полезные знания для своего будущего он почерпнул из этого учебника.
Школа привлекает родителей к определению перспектив развития ребенка и соответственно к разработке программы действий, обеспечивающих их достижение. Если мы научим сегодня ребенка определять цели и, самое главное научим способам достижения цели, то в дальнейшей жизни он просто станет успешным человеком. А для человека принципиально важно с самого начала не ошибиться в выборе цели, правильно оценить свои силы и возможности.
Что необходимо сделать для просвещения и обучения родителей? Прежде всего, необходимо обеспечить участие родителей в анализе достижений ребенка, его трудностей и проблем. Поэтому, уважаемые родители, чаще интересуйтесь, чем живет ребенок в школе, приходите в школу.
Мы, педагоги в свою очередь будем поощрять, поддерживать успехи родителей в воспитании детей.Говоря о необходимых качествах современного выпускника, мы и дети разделили их на две группы: первые необходимы для профессионального пути, другие – для жизненного.
Выпускники школы должны осознавать, что сегодня, в условиях рынка, добиться успеха может только тот, кто имеет хорошую профессиональную подготовку, владеет навыками общения, обладает способностью приспосабливаться к изменившимся условиям труда, и т.д,  но с другой стороны, – ему нужно все, чтобы стать гармонично развитой личностью, обладать нравственными качествами .
Готовы ли наши дети к дальнейшей жизни?
Дети остро нуждаются в старших, кто бы позаботился о них и помог бы в выборе пути. Но мы должны сами понять как нам это сделать. Я предлагаю создать родителям программы для того, чтобы определить долгосрочные и актуальные результаты, которые вы хотите получит вместе с детьми.
Ведь есть долгосрочные программы развития системы образования в РФ до 2020 года, педагоги осуществляют свою педагогическую деятельность в соответствии с рабочими программами, где определяют цели, задачи преподавания того или иного предмета и самое главное планируемые результаты, которые они хотят достичь. С чего начать?
Проанализировать ситуацию, оценить возможности и способности ваших детей, поставить цели, определить задачи, пошаговое решение целей, и самое главное планируемые результаты, как долгосрочные, так и актуальные на данный момент.
Роль родителей заключается в том, чтобы поддержать и развить идущие от ребенка начинания, быть готовыми к успехам и срывам, взлетам и падениям. Благожелательная поддержка любого, хоть и слабого, успеха, выдержка и спокойствие – вот правильная линия поведения родителей.
Каждый из вас готов помочь своему ребенку. Это хорошо. Но как помочь, чтобы не навредить? Как воспитать успешного человека? Возможно ли это?
Так ответьте на вопрос:


Я, наверное, ответила так: чтобы школа (непременно вместе с родителями) помогла ему найти себя. Вернее – помогла начать строительство, формирование личности. И все. Не больше, но и не меньше.
А как Вы думаете?