Не
особо одарённые люди способны стимулировать одарённость других».
Требования к учителю,
работающему с одаренными детьми
Личность
учителя является ведущим фактором любого обучения. Не является исключением и
ситуация с учителем для одаренных детей. По замечанию одного исследователя,
поскольку любой хороший учитель должен быть образцом педагогических
добродетелей, но учитель, работающий с высокоинтеллектуальными детьми, в глазах
учеников и родителей превращается в образец образцов.
Наиболее значима для успешности работы учителя его общая личностная характеристика - система взглядов и убеждений, в том числе представления о самом себе, других людях, а также о целях и задачах своей работы. Именно эти составляющие постоянно проявляются в межличностном общении.
Наиболее значима для успешности работы учителя его общая личностная характеристика - система взглядов и убеждений, в том числе представления о самом себе, других людях, а также о целях и задачах своей работы. Именно эти составляющие постоянно проявляются в межличностном общении.
Межличностное общение, способствующее
оптимальному развитию детей с выдающимся интеллектом, должно носить характер
помощи, поддержки, недирективности. Этому благоприятствуют представления
учителя о других: окружающие способны самостоятельно решать свои проблемы; они
дружелюбны; имеют хорошие намерения; им присуще чувство собственного
достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать; окружающим присуще
стремление к творчеству; они являются источником скорее положительных эмоций,
чем отрицательных.
Представления о себе: я верю, что связан с
другими, а не отделён и отчуждён от них; я компетентен в решении стоящих
проблем; я несу ответственность за свои действия и заслуживаю доверия; меня
любят, я привлекателен как человек; цель учителя – помочь проявлению и развитию
способностей ученика, оказать ему поддержку и помощь. По мнению некоторых
исследователей, поведение учителя для одарённых детей в классе, в процессе
обучения и построения своей деятельности должно отвечать следующим
характеристикам: он разрабатывает гибкие индивидуальные программы; создаёт
тёплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе; предоставляет учащимся
обратную связь; использует различные стратегии обучения; уважает личность,
способствует формированию положительной самооценки ученика, уважает его
ценности; поощряет творчество и работу воображения, стимулирует развитие
умственных процессов высшего уровня; проявляет уважение индивидуальности
ученика.
Все эти
характеристики можно разделить на три группы. Успешный учитель для одарённых
прежде всего прекрасный учитель - предметник, глубоко знающий и любящий свой
предмет. В дополнение к этому он должен обладать такими качествами, которые
существенны в общении с любым одарённым школьником. Наконец, учителю необходимы
особые качества, связанные с определённым типом одарённости учеников:
интеллектуальной, творческой, социальной, психомоторной, художественной.
Неизбежно
возникает вопрос: "Существует ли такой учитель "образец
образцов" - в природе и можно ли такие качества, умения развить?". К
счастью, ответ на вопрос по отношению к большой части качеств и умений:
"Да, можно развить", - и здесь есть весьма обнадёживающие результаты.
Учителям можно помочь развить указанные
личностные и профессионально" личностные качества по меньшей мере тремя
путями: с помощью тренингов - в достижении понимания самих себя и других;
предоставлением знаний о процессах обучения, развития и особенностях разных
видов одарённости; тренировкой умений, необходимых для того, чтобы обучать
эффективно и создавать индивидуальные программы.
В
литературе повторяются утверждения, что учитель для одарённых детей должен
обладать исключительной силой, должен быть личностью, продуктивно реагирующий
на вызов, умеющий принимать критику и не страдать от стресса при работе с
людьми более способными и знающими, чем он сам. Всё это можно развить,
основываясь на знании путей и способов изменения Я - концепции, используя
технику групп личного роста.