Когда поднимаешься по лестнице, становишься на ступеньку. Но чтобы перейти к следующей, нужно оставить ту ступеньку, на которой стоишь.

понедельник, 26 декабря 2016 г.

Требования к учителю, работающему с одаренными детьми

«Возможно, ты не самая светлая голова, зато непревзойдённый проводник света.
Не особо одарённые люди способны стимулировать одарённость других».
Требования к учителю, работающему с одаренными детьми
Личность учителя является ведущим фактором любого обучения. Не является исключением и ситуация с учителем для одаренных детей. По замечанию одного исследователя, поскольку любой хороший учитель должен быть образцом педагогических добродетелей, но учитель, работающий с высокоинтеллектуальными детьми, в глазах учеников и родителей превращается в образец образцов.
Наиболее значима для успешности работы учителя его общая личностная характеристика - система взглядов и убеждений, в том числе представления о самом себе, других людях, а также о целях и задачах своей работы. Именно эти составляющие постоянно проявляются в межличностном общении.

Межличностное общение, способствующее оптимальному развитию детей с выдающимся интеллектом, должно носить характер помощи, поддержки, недирективности. Этому благоприятствуют представления учителя о других: окружающие способны самостоятельно решать свои проблемы; они дружелюбны; имеют хорошие намерения; им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать; окружающим присуще стремление к творчеству; они являются источником скорее положительных эмоций, чем отрицательных.

 Представления о себе: я верю, что связан с другими, а не отделён и отчуждён от них; я компетентен в решении стоящих проблем; я несу ответственность за свои действия и заслуживаю доверия; меня любят, я привлекателен как человек; цель учителя – помочь проявлению и развитию способностей ученика, оказать ему поддержку и помощь. По мнению некоторых исследователей, поведение учителя для одарённых детей в классе, в процессе обучения и построения своей деятельности должно отвечать следующим характеристикам: он разрабатывает гибкие индивидуальные программы; создаёт тёплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе; предоставляет учащимся обратную связь; использует различные стратегии обучения; уважает личность, способствует формированию положительной самооценки ученика, уважает его ценности; поощряет творчество и работу воображения, стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня; проявляет уважение индивидуальности ученика.

 Все эти характеристики можно разделить на три группы. Успешный учитель для одарённых прежде всего прекрасный учитель - предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет. В дополнение к этому он должен обладать такими качествами, которые существенны в общении с любым одарённым школьником. Наконец, учителю необходимы особые качества, связанные с определённым типом одарённости учеников: интеллектуальной, творческой, социальной, психомоторной, художественной.

         Неизбежно возникает вопрос: "Существует ли такой учитель "образец образцов" - в природе и можно ли такие качества, умения развить?". К счастью, ответ на вопрос по отношению к большой части качеств и умений: "Да, можно развить", - и здесь есть весьма обнадёживающие результаты.

 Учителям можно помочь развить указанные личностные и профессионально" личностные качества по меньшей мере тремя путями: с помощью тренингов - в достижении понимания самих себя и других; предоставлением знаний о процессах обучения, развития и особенностях разных видов одарённости; тренировкой умений, необходимых для того, чтобы обучать эффективно и создавать индивидуальные программы.

         В литературе повторяются утверждения, что учитель для одарённых детей должен обладать исключительной силой, должен быть личностью, продуктивно реагирующий на вызов, умеющий принимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Всё это можно развить, основываясь на знании путей и способов изменения Я - концепции, используя технику групп личного роста.