Система
работы с одаренными и способными детьми в школе.
Хочу продолжить тему "Одаренные дети". Смена
парадигмы общественного развития и вхождение в информационно-техническое
пространство нынешнего века сформулировали новое поле образовательной
деятельности России. Большое внимание на совершенствование всей системы
образования в стране оказывает социальный заказ общества на творческую,
активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, умеющую гибко
и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных
ситуациях
Именно поэтому важно определить основные направления работы со способными и талантливыми детьми, содействовать выявлению, поддержке и развитию таких детей, их самореализации, профессиональному самоопределению, сохранению психологического и физического здоровья.
Именно поэтому важно определить основные направления работы со способными и талантливыми детьми, содействовать выявлению, поддержке и развитию таких детей, их самореализации, профессиональному самоопределению, сохранению психологического и физического здоровья.
«…каковы бы ни были способности
детей в раннем возрасте, без активной поддержки и специальных методов обучения
они вряд ли достигли бы тех высот, покорив которые, они и стали
знаменитыми».Блум
Необходимо создать устойчивую систему работы по сопровождению способных
и талантливых детей в рамках общеобразовательного пространства школы на основе
современных научных методик и технологий обучения, воспитания и развития
личности.
Работа
со и способными детьми строится на следующих принципах:
• принципе дифференциации и
индивидуализации обучения;
• принципе максимального разнообразия
предоставляемых возможностей;
• принципе обеспечения свободы выбора
учащимися дополнительных образовательных услуг;
• принципе возрастания роли внеурочной
деятельности талантливых детей через кружки, секции, факультативы;
• принципе создания условий для
совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.
Система деятельности по
организации работы со способными и
талантливыми детьми включает следующие направления:
1.
Выявление и
отбор способных и талантливых детей:
·
Диагностика
потенциальных возможностей детей с использованием психологических служб
·
Анализ
особых успехов и достижений ученика.
·
Создание
банка данных способных учащихся.
2.
Непосредственно
педагогическое сопровождение
способных и талантливых детей:
·
Создание
максимально благоприятных условий для интеллектуального развития детей, как в
учебном процессе, так и во внеурочное время.
·
Оказание
помощи учащимся в самореализации их творческой направленности.
·
Поддержка и развитие высоких достижений по различным
направлениям, проявленных ребенком.
3.Работа
с родителями
способных и талантливых детей:
·
Оказание
квалифицированной психолого-педагогической помощи родителям.
·
Совместная
практическая деятельность ребёнка,
родителей и учителя.
4.Работа
с педагогическим коллективом:
·
Обмен
опытом педагогов школы по работе со способными и талантливыми детьми.
·
Организация
и проведение обучающих семинаров по вопросам работы со способными детьми
Одним из условий развития интеллектуальных, творческих способностей у
школьников является своевременная диагностика их возможностей.
Выявление способных и талантливых детей осуществляется
на всех ступенях обучения и осуществляется через непрерывную систему конкурсов,
олимпиад и на основе диагностических
исследований.
Начинается выявление способных и
талантливых детей в начальной школе на
основе наблюдения, изучения их психологических особенностей, речи, памяти,
логического мышления. В дальнейшем используется
весь арсенал психологических методов:
наблюдение, психодиагностический метод, изучение продуктов деятельности, метод
экспертной оценки и др.
В рамках психологического сопровождения для выявления интеллектуальных
способностей используется методика исследования интеллекта у детей Д.
Векслера, творческих – тесты Торранса на образное и вербальное мышление. Кроме
этого используется методика изучения
способностей учащихся Р.В. Овчаровой и др. , направленные на изучение личностных
особенностей учащихся.
При условии проведения таких исследований становится возможным более эффективное
выявление и последующее сопровождение интеллектуального, творческого,
личностного развития учащихся.
Формы
и методы работы со способными и талантливыми детьми в процессе психолого-педагогического
сопровождения различны.
В
урочной деятельности педагогами могут используются следующие виды деятельности:
проблемно-развивающее обучение, работа в малых
группах.
игровые технологии (деловые игры и путешествия)
информационно-коммуникативные технологии для
удовлетворения познавательной мотивации развития способностей ( разноуровневые
тесты, презентации, тренажёры)
задания творческого и нестандартного характера,
дифференцированные задания
проектно-исследовательской деятельность.
Учителя
должны на уроках своих развивать творческие и познавательные способности
учащихся, побуждать их к самостоятельной работе, осуществлять индивидуальный подход.
В школе должны быть созданы условия для
развития учащихся: организованы занятия по свободному выбору: факультативы, элективные курсы, позволяющие
реализовать дифференциацию обучения, а также расширить знания по изучаемым
предметам, удовлетворить индивидуальные интересы, склонности и потребности.
Активно должна внедряться в образовательный
процесс такая форма работы со способными
и талантливыми детьми, как организация исследовательской
деятельности, где учащимся предоставляется
не только возможность выбора направления исследовательской работы, но и
индивидуального темпа и способа продвижения в предмете.
Ученики
школы обучаются операциям «проектной деятельности», которые выглядят как
соавторство в изучении каждого из
предметов, вырабатывают исследовательские навыки, формируют аналитическое и
критическое мышление в процессе творческого поиска, они свободно ориентируются
в научной и любой другой информации.
Широкий
диапазон включенности ребенка в творческую деятельность обеспечивает его
благополучное развитие. Учащиеся свободные в самореализации, в творчестве,
могут проявить свои способности в
мастерстве, искусстве, спорте и т.д. Это обеспечивает система дополнительного
образования и внеурочная деятельность.
Целью
дополнительного образования являются выявление и развитие способностей каждого
ребенка, формирование духовно богатой,
свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности.
Обязательным
условием формирования у ребенка чувства успешности – обеспечение его участия в
различных конкурсах, интеллектуальных играх, предметных олимпиадах,
научно-практических конференциях.
Благодаря только системной и
планомерной работе способные и талантливые дети становятся успешными,
счастливыми людьми, гармонично сочетающими деловую карьеру и личную жизнь.
Заниматься развитием интеллектуальных и творческих способностей
необходимо. И, прежде всего потому, что полное раскрытие способностей ученика
важно не только для него самого, но и для общества в целом. Творческие и
интеллектуальные способности – залог прогресса в любой сфере человеческой
жизни.