Когда поднимаешься по лестнице, становишься на ступеньку. Но чтобы перейти к следующей, нужно оставить ту ступеньку, на которой стоишь.

пятница, 23 декабря 2016 г.

Система работы с одаренными и способными детьми в школе.

Система работы с одаренными и способными детьми в школе.
 Хочу продолжить тему "Одаренные дети". Смена парадигмы общественного развития и вхождение в информационно-техническое пространство нынешнего века сформулировали новое поле образовательной деятельности России. Большое внимание на совершенствование всей системы образования в стране оказывает социальный заказ общества на творческую, активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, умеющую гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях           

               Именно поэтому важно определить основные направления работы  со способными и талантливыми детьми, содействовать выявлению, поддержке и развитию таких детей, их самореализации, профессиональному самоопределению, сохранению психологического и физического здоровья.

 «…каковы бы ни были способности детей в раннем возрасте, без активной поддержки и специальных методов обучения они вряд ли достигли бы тех высот, покорив которые, они и стали знаменитыми».Блум

               Необходимо создать устойчивую систему работы по сопровождению способных и талантливых детей в рамках общеобразователь­ного пространства школы на основе современных научных методик и технологий обучения, воспитания и развития личности.

         Работа со и способными детьми строится на следующих принципах:

•  принципе дифференциации и индивидуализации обучения;

•  принципе максимального разнообразия предоставляемых возможностей;

• принципе обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг;

•  принципе возрастания роли внеурочной деятельности талантливых детей через кружки, секции, факультативы;

•  принципе создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.

              Система  деятельности по организации работы со способными и  талантливыми детьми включает следующие направления:

1.    Выявление  и отбор способных и талантливых детей:

·        Диагностика потенциальных возможностей детей с использованием психологических служб

·        Анализ особых успехов и достижений ученика.

·        Создание банка данных способных учащихся.

 

2.    Непосредственно педагогическое сопровождение способных и талантливых детей:

·        Создание максимально благоприятных условий для интеллектуального развития детей, как в учебном процессе, так и во внеурочное время.  

·        Оказание помощи учащимся в самореализации их творческой направленности.

·        Поддержка и развитие высоких достижений по различным направлениям, проявленных ребенком.

3.Работа с родителями способных и талантливых детей:

·        Оказание квалифицированной психолого-педагогической помощи родителям.

·        Совместная практическая деятельность  ребёнка, родителей и учителя.

4.Работа с педагогическим коллективом:    

·        Обмен опытом педагогов школы по работе со способными  и талантливыми детьми.

·        Организация и проведение обучающих семинаров по вопросам работы со способными  детьми

 

          Одним из условий развития интеллектуальных, творческих способностей у школьников является своевременная диагностика их  возможностей.

         Выявление способных и талантливых детей осуществляется на всех ступенях обучения и осуществляется через непрерывную систему конкурсов, олимпиад и на основе  диагностических исследований.  

           Начинается выявление способных и талантливых детей  в начальной школе на основе наблюдения, изучения их психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. В дальнейшем  используется  весь арсенал психологических методов: наблюдение, психодиагностический метод, изучение продуктов деятельности, метод экспертной оценки и др.

          В рамках психологического сопровождения для выявления интеллектуальных способностей  используется  методика исследования интеллекта у детей Д. Векслера, творческих – тесты Торранса на образное и вербальное мышление. Кроме этого используется  методика изучения способностей учащихся Р.В. Овчаровой и др.  , направленные на изучение личностных особенностей учащихся.

         При условии проведения таких исследований становится возможным более эффективное выявление и последующее сопровождение интеллектуального, творческого, личностного развития учащихся.

       Формы и методы работы со способными и талантливыми детьми в процессе психолого-педагогического сопровождения различны.

       В урочной деятельности педагогами могут используются следующие виды деятельности:

проблемно-развивающее обучение, работа в малых группах.

игровые технологии (деловые игры и путешествия)

информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей ( разноуровневые тесты, презентации, тренажёры)

задания творческого и нестандартного характера, дифференцированные задания

проектно-исследовательской деятельность.

       Учителя должны на уроках своих развивать творческие и познавательные способности учащихся, побуждать их к самостоятельной работе, осуществлять  индивидуальный  подход.  

        В школе должны быть созданы условия для развития учащихся: организованы занятия по свободному выбору:  факультативы, элективные курсы, позволяющие реализовать дифференциацию обучения, а также расширить знания по изучаемым предметам, удовлетворить индивидуальные интересы, склонности и потребности.            

          Активно должна внедряться в образовательный процесс такая  форма работы со способными и талантливыми  детьми, как организация исследовательской деятельности, где учащимся предоставляется  не только возможность выбора направления исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продвижения в предмете.

         Ученики школы обучаются операциям «проектной деятельности», которые выглядят как соавторство  в изучении каждого из предметов, вырабатывают исследовательские навыки, формируют аналитическое и критическое мышление в процессе творческого поиска, они свободно ориентируются в научной и любой другой информации.

        Широкий диапазон включенности ребенка в творческую деятельность обеспечивает его благополучное развитие. Учащиеся свободные в самореализации, в творчестве, могут  проявить свои способности в мастерстве, искусстве, спорте и т.д. Это обеспечивает система дополнительного образования и внеурочная деятельность.

          Целью дополнительного образования являются выявление и развитие способностей каждого ребенка, формирование духовно богатой,  свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности.

         Обязательным условием формирования у ребенка чувства успешности – обеспечение его участия в различных конкурсах, интеллектуальных играх, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.

 

          Благодаря только  системной и планомерной работе способные и талантливые дети становятся успешными, счастливыми людьми, гармонично сочетающими деловую карьеру и личную жизнь.

           Заниматься развитием интеллектуальных и творческих способностей необходимо. И, прежде всего потому, что полное раскрытие способностей ученика важно не только для него самого, но и для общества в целом. Творческие и интеллектуальные способности – залог прогресса в любой сфере человеческой жизни.