Когда поднимаешься по лестнице, становишься на ступеньку. Но чтобы перейти к следующей, нужно оставить ту ступеньку, на которой стоишь.

Эссе

Я - учитель (Скачать)

Утро обычного рабочего дня. Школа ещё пуста. Тишина. Двери кабинетов закрыты, и таблички на них – как визитные карточки школьных предметов. «Гимнастика ума» - математика, «великий и могучий» - русский язык,  «история в пространстве» - география и «география во времени» - моя родная история, «учительница жизни»… Скоро двери откроются, и случится  чудо, каждодневное и неповторимое, - Урок: труд ума, полёт фантазии, радость открытия - учениками и их учителем. Скоро в эти стены зайдут дети. И мы, такие разные, соединимся в единый организм, который начнет дышать, творить, жить. 

Всякий раз, начиная урок, задаю себе вопрос: чему я хочу научить?  Наверное, об этом же спрашивали себя моя бабушка и мама: я - продолжатель учительской династии. Общий педагогический стаж трёх поколений – 109 лет! Бабушкина «учительская» манера - все вопросы решать «миром»; радостные улыбки детей, которых мама научила писать и считать...  Нужно ли говорить, что никаких мучительных сомнений в выборе профессии у меня не было. А почему именно история? Да потому что романы Вальтера Скотта, Александра  Дюма, Виктора Гюго, Джонатана Стивенсона, Ивана Лажечникова, Николая Данилевского, Алексея Толстого  – это книжный мир моего детства, мои «книги в красном переплёте», пробудившие интерес сначала к человеку, а потом к истории –   «науки о людях во времени».

Ж. Мармонтель, французский писатель эпохи Просвещения говорил:  «Во всем нужно держаться трёх начал: истинного, честного и полезного». Эта мысль не может устареть. И  сегодня, имея  немалый опыт работы, я убеждена, что в этих трёх началах и есть суть моей педагогической философии. Сквозь её призму я рассматриваю свои любимые предметы – историю и обществознание: две науки, изучающие опыт прошлого и современное развитие общества.

Мир вокруг неузнаваемо изменился, повысились профессиональные требования к учителю, иным стало отношение к  его социальному статусу, но я по-прежнему стремлюсь к тем же целям, что поставила, придя в школу,  твёрдо зная:  

я смогу научить детей любить добро,

я сумею воспитать в них ответственность,

я сделаю всё, чтобы каждый стал Личностью. 

Если В. Розанов считал, что школа – это  «в первую очередь учитель, во вторую очередь учитель и в третью очередь учитель», то сегодня часто можно услышать, что «главное действующее лицо в школе – это ученик». На мой взгляд,  не совсем корректно называть учеников «действующими лицами»: это понятие слишком сильно привязано к драматургии, миру театра. Учитель не автор пьесы и не режиссёр спектакля, урок не застывший канонический текст и не отрепетированное представление, а дети  не персонажи и роли! Они  живые.  Мудрые. Трогательные. Легко ранимые. Порой обидчивые, но умеющие прощать и доверять. Доверять взрослым. Доверять нам. И верить в нас. И сколько выдержки, такта, умения владеть собой, своими эмоциями нужно каждому учителю, чтобы не сломать, не погубить, не растоптать их веру, не разрушить их доверия.

Мои ученики такие разные: с феноменальной скоростью сохранения и воспроизведения информации и, наоборот, с потрясающей скоростью забывания; кто-то по ораторским способностям чуть ли не  Цицерон, а кто-то стесняется заикания; этот – блестящий математик, а тот весело признаёт свою математическую беспомощность; одни бредят историей и литературой,  а другие вообще ничем…  Любой класс, где я работаю, – мои дети, моя гордость, моя вечная тревога. Уроки, когда ученики ищут истину в споре и сомнениях, учатся мыслить самостоятельно и нестандартно, приходят к парадоксальным выводам, - одним словом, творят, - это для меня счастливейший момент истины, не дающий сомневаться в выборе жизненного поприща.

Сомнение и чувство неудовлетворённости – вечные спутники учителя, для которого одни лишь «твёрдые знания» учеников не конечная цель деятельности. Воспитать личность, подготовить ребёнка к будущей жизни, сформировать его социальный опыт – это только «правильные» фразы, если сердцем и умом не понимать,  к чему мы готовим учеников, какую систему ценностей им предлагаем.

Смещаются акценты в понятиях, добываются победы в сражениях, уходят из памяти негативные моменты, приходят позитивные явления. И всем  правит она – огромная Любовь к детям. А что может быть прекраснее счастья любви? Оно смягчает сердца, облегчает самые большие печали, делает человека красивым и талантливым, Счастье вдвойне, если оно взаимно!

Я ХОЧУ, чтобы мои ученики не просто видели исторический путь России в датах и лицах, а чувствовали его трагические повороты, не переставая гордиться своей державой; 

чтобы понятие «гражданин» было для них не только обозначением конституционных прав, а синонимом обязанностей по отношению ко  всем гражданам;

чтобы независимо от вероисповедания или отсутствия  религиозности они уважали мировоззрение и веру других;

чтобы в личном моральном кодексе, кроме «не убий», «не укради», «чти отца и матерь твою», укоренились «не смей насмехаться над внешностью и умственными способностями других»;

чтобы они находили радость в работе и не терпели интеллектуального и физического безделья;

чтобы у каждого была счастливая семья и счастливое будущее.

Последним в перечне «хочу» я поставлю: чтобы  помнили своих учителей.

И вот уже вечер этого обычного рабочего дня. Школа пуста. Двери кабинетов закрыты. В каких единицах измерения можно выразить, сколько сегодня отдано мной, сколько принято детьми? Наверное, в недалёком будущем определить это будет нетрудно. Но рассчитать дальность и силу действия учительского слова, срок его жизни в памяти учеников вряд ли когда-нибудь удастся. Если, независимо от выбранной профессии, социального положения, условий жизни и даже от государственного строя, в учениках будет жить потребность умственной работы, не угаснет гражданское и национальное сознание и стремление к добру - это  значит, что учитель вложил душу в своё дело. Вес, объём и прочие параметры этой не материальной, но божественной субстанции ни в какой системе измерения не определить. 

И чтоб душа моя не охладела, каждый день после уроков я повторяю про себя  как «Отче наш» свою  молитву:  

Не дай мне Бог

перестать учиться,

забыть искусство ради ремесла

и остаться  равнодушной к равнодушию учеников. 

***

10 комментариев:

  1. Как здорово! Надеюсь, больше людей станут учителями, ведь это такая благородная и важная профессия!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Рита, спасибо за такие слова! Для каждого учителя очень важно услышать слова благодарности и признательности за свой труд!

      Удалить
  2. Очень интересные мысли... Я полностью с вами согласна! Педагог- это призвание!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! Я даже скажу больше: учитель - это образ жизни! Сложно, интересно, увлекательно, благородно! Я не представляю себя в другой профессии. Как важно, чтобы профессия приносила удовлетворение. Вы стоите сейчас на пороге выбора дальнейшего пути. Обязательно это учитывайте это!

      Удалить
  3. Прекрасные и светлые мысли, которые, я уверена, затронут душу каждого. Действительно, профессия учителя одна из самых важных в нашей жизни...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не могу не согласиться с вами! Глубокая философия, смысл которой близок каждому!

      Удалить
    2. Спасибо за отзыв! Я рада, что мои мысли стали для вас интересными!

      Удалить
  4. Вы совершенно правы! Главная цель и призвание Учителя (именно так, с большой буквы) - не просто дать знания, но вырастить личность и человека, заронить в душу семя любви и вечного стремления к истине!

    ОтветитьУдалить
  5. Даша, спасибо за такие хорошие и наполненные глубоким смыслом слова! В этом цель нашей работы: воспитание гармоничной, высоконравственной личности!

    ОтветитьУдалить